Все публикации Все публикации автора
Муравейник с подогревом.
Петр Кудрявцев, Современный дом № 5–00, 2000
Теплый город, или ТГ – система, которая поможет нам в двадцатиградусный мороз дойти от своего дома до Красной площади, не надевая пальто.
Человек – коллективное животное. Сколько бы мы ни лелеяли свое Эго, все равно тянемся друг к другу, потому что в одиночку существовать не можем. Так и дома связываются вместе переходами и улицами, вначале рождая район, потом город, потом колоссальный мегаполис. Будь мы трудолюбивы и неприхотливы, как муравьи, наши города были бы такой же гармоничной средой обитания, как муравейники.
В муравейнике идеальная система перемещения внутри огромного “жилого пространства”. Благодаря затейливым переходам, перекресткам и целым подземным магистралям муравей может попасть за максимально короткое время в любую точку своего селения и, что самое главное, не замочив лапки и не отморозив усики в холодное время года. За один день трудолюбивое перепончатокрылое посещает десятки “микрорайонов” муравьиного города.
В отличие от муравьев мы лишены удовольствия долгих пеших прогулок по улицам города в трескучие морозы. Собственного тепла хватает лишь на то, чтобы добежать до метро. В стужу оно – единственное спасение, и сразу заполняется не только куда-нибудь спешащими людьми, но и праздно шатающимися студентами и одуревшими от мороза бомжами. Не лучше ситуация летом, когда раскаленный асфальт и духота в центре заставляют пешеходов прятаться под немногочисленными тентами и навесами. Без опасения быть унесенным вьюгой зимой или задохнуться от горячего смога летом можно пройтись по пассажам ГУМа, Охотному ряду или ЦУМу. Если есть деньги – зайти в уже поднадоевшие кино или ресторан. Но так, чтобы без вреда для здоровья совершить променад по центру Москвы, идти по улице и разговаривать о вечном...
Издревле городские власти пытались защитить людей на улице от палящих лучей солнца, дождя или мороза, одновременно превращая город в один большой дом, где человек чувствовал себя безопасно и комфортно как внутри, так и вне своего владения.
В городах Древней Греции и Рима во время шествий целые улицы и площади перекрывали тентами из плотной ткани. Таким образом Юлий Цезарь в 65 году до н.э. закрыл от жарких лучей путь от своей резиденции до Капитолия. В Испании и Португалии до сих пор используют “солнечные паруса” – огромные шторы, которые растягивают и закрепляют на крышах домов друг напротив друга. Защищенные от солнца и дождя, улицы сразу заполняются людьми, которые праздно гуляют, обедают на открытом воздухе или разговаривают о наконец наступившей хорошей погоде.
Удивительную крытую пешеходную систему представляет собой город Болонья в Северной Италии. Большинство зданий в ее историческом центре (обычно терракотово-оранжевого цвета) соединены аркадами, галереями или портиками, под которыми можно совершить пешую прогулку длиной в 40 километров и выйти к внешнему зеленому кольцу бульваров. В средние века в Болонье галерея в доме была так же обязательна, как, например, в наше время водопровод или электричество.
Появление железа и стекла совершило переворот в защите пешеходов от превратностей климата. Теперь человеку и непогода была нипочем, и небо было видно. Новые ботанические сады создавали особый теплый мир, в который человек переносился, лишь переступив порог хитроумной стеклянно-стальной конструкции. В 1844 году Децимус Бартон и Ричард Тернер укрыли от английской непогоды экзотические растения Королевского ботанического сада чудом передовых технологий – куполом “Дом пальм” длиной 110 метров. Гигантские теплицы, в которых зрели теплолюбивые кокосы и цвели нежные орхидеи, стали любимым местом отдыха уставших от вечного тумана лондонцев и одновременно прообразом современных крытых пешеходных зон.
Потом такие конструкции стали использовать на международных выставках для возведения крытых павильонов, которыми страны-участники защищали достижения своего народного хозяйства. Такие постройки возводились быстро, стоили недорого, а какой производили эффект! Наверное, поэтому после закрытия выставки они становились популярными общественными центрами. По своим масштабам павильоны напоминали маленькие города под куполом. Самые известные из таких сооружений – Галерея машин, построенная Шарлем Дютером в 1889 году, и Хрустальный дворец Джозефа Пакстона, сооруженный в 1851 году в лондонском Гайд Парке.
XX век принес еще больше идей перекрытия больших площадей конструкциями из стекла и железа. В России конструктивист Иван Леонидов фантазировал о городах под прозрачными оболочками, которые стали навязчивой идеей многих архитекторов нашего века. Бакминстер Фуллер, “человек-лаборатория”, как он сам себя называл, и архитектор-новатор, каким его называем мы, предложил соорудить кондиционированный купол над Нью-Йорком, что позволило бы контролировать погодные условия в городе на протяжении всего года. Технически этот проект собирались выполнить с помощью так называемых геодезических конструкций, которые Фуллер создал исходя из собственной математической системы, называемой “энергетически-синергетическая геометрия”. Эти купола обладали невероятной прочностью и легкостью. Один из них был построен для компании “Форд”, другой – для Военно-Морских сил США, представитель которых назвал его “первым настоящим усовершенствованием в мобильных военных укрытиях за последние 260 лет”. Официальный Вашингтон заявил, что если на Луне когда-либо построят базу, то находиться она будет под защитой купола Бакминстера Фуллера.
И действительно, новые технологии помогли перекрывать большие пространства современных городов. В Торонто, Монреале, Хельсинки закрывают стеклянными навесами улицы, строят подземные торговые центры огромных площадей с прозрачными крышами. В Торонто Сантьяго Калатрава перекрыл целый квартал, образовав теплое пространство в 25 тысяч квадратных метров, ставшее новым общественным комплексом в центре города, в которое вошли офисные здания, памятники истории и пешеходные зоны.
Похожие структуры создает архитектор Анжел Рос – с помощью легких металлических арок он объединяет улицы в большие пешеходные зоны. В Париже знаменитый Жан Нувель превратил магистраль, идущую от Триумфальной арки до района Дельфанс, в пассаж с многочисленными кафе и магазинами, внутри которого люди передвигаются пешком или на метро. Манфред Ковач в австрийском городке Грац по такому принципу даже проектирует социальное жилье – дома объединяются друг с другом крытыми пассажами-улицами, что создает уютную и безопасную городскую атмосферу. Принципы Теплого города становятся все более популярными, даже если в странах с жарким климатом они трансформируются в принципы города Холодного.
Желание превратить улицы и целые районы в пешеходные зоны не просто дерзкая архитектурная утопия, объединяющая две идеи – создание большого общественного пространства и борьбу с непогодой, этого уже требует сама природа человека. Он все меньше времени проводит дома, который превращается лишь в место ночлега. Утром горожанин выходит в коридор-улицу, работает в кабинете-офисе, обедает в столовой-ресторане, а потом отдыхает в гостиной-парке. Город становится его домом, сколь ни банально это прозвучит.
Идея Теплого города не дает покоя и нашим современникам. Свои концепции предложили два московских архитектора, Александр Цыбайкин и Олег Дубровский.
Первый манифест Теплого города
Как-то летом Александр Цыбайкин гулял с девушкой по городу. Вдруг полил дождь. Архитектор серьезно задумался.
ПОЧЕМУ ТГ. В Москве “как дома” человек может чувствовать себя лишь летом, да и то, если оно не выдалось дождливым и холодным или, наоборот, жарким и душным. Необходимо сделать улицы и площади столицы пригодными для использования круглый год.
Человеку комфортнее в замкнутой среде – это еще одна защитная оболочка. Возведение крыши похоже на создание собственного маленького мирка. Темп изменений в жизни человека так высок, что грань между городом и домом стирается. Улица принимает на себя функции частного жилища.
В спальных районах человек чувствует себя оторванным от активной городской жизни. Новые кварталы неуютны, они разделены огромными пустырями, по которым гуляет ветер. Человек работает в центре, но зачастую снова возвращается туда на выходные просто потому, что больше ехать некуда.
Ухудшение экологии города настолько серьезно, что в будущем, возможно, единственным спасением людей от загрязнения среды и глобального потепления будет создание куполов над человеческими поселениями, под которыми воздух будет очищаться и озонироваться. Пример: новое изобретение английских ученых – полностью герметичная детская коляска с автономным кондиционером.
КАК ТГ. Самый простой способ – создание пассажей. Для московских характерна узкая функциональность – они всегда были коммерческими центрами. Стоит проанализировать направления движения людских потоков и в самых активных зонах создать крытые пешеходные зоны. Если в них использовать бесшумные электромобили как общественное средство передвижения, то решится еще и транспортная проблема.
Другой способ – организация перекрытых площадей вдоль проспектов и других крупных магистралей. Идея создать такое пространство на широком тротуаре Нового Арбата не нова. Подобный “Новоарбатский общественный парк” мог бы стать новым центром отдыха и торговли, особенно зимой.
Однако смысл не в том, чтобы поместить город под колпак или превратить его в большой ботанический сад, а в том, чтобы создать принципиально новый, более комфортный, стиль жизни в его центре.
Основное свойство конструкций Теплого города – прозрачность. Вообще, мир захватила мода на прозрачность, прозрачнее становятся взаимоотношения между людьми, политика, связь. Глухие стены не актуальны – Берлинскую уже разрушили.
ГДЕ ТГ. Основное местоположение – исторический центр. Легкие конструкции из стали и стекла могли бы эстетически “лечить” старую застройку, с помощью своих легких прозрачных форм связывая ее с современной архитектурной традицией.
Некоторые улицы так и просятся, чтобы их перекрыли. Например, участок между Детским миром и гостиницей “Савой”, Старый Арбат, Никольская улица. Может быть целая система крытых пространств от Петровского пассажа, через библиотеку Технической литературы, через Детский мир, Никольскую улицу и ГУМ до Гостиного двора.
Рядом со строящимся третьим кольцом было бы разумно построить большие крытые пешеходные пространства. Такие “кольцевые вспышки” могли бы стать основой новых центров отдыха и торговли.
Спальные районы можно строить в форме кольца, где посередине расположить огромный застекленный атриум, а по периметру расставить жилые дома. В таком крытом дворе могли бы находиться детские площадки и аквапарки.
Второй манифест Теплого города
Как-то зимой Олег Дубровский полчаса простоял у выхода из метро – на улице было 20 градусов ниже нуля и завывал ветер. На улицу выходить очень не хотелось. Архитектор серьезно задумался.
ПОЧЕМУ ТГ. В Москве нет традиции пеших прогулок, город не приспособлен для них, как Париж или Болонья. Есть Воробьевы горы, район Красной площади, Арбат и еще две-три “горячие точки”. А между ними – пустота. Зимой еще хуже. Дойти от Маяковской до Охотного ряда в одной майке или даже в свитере невозможно. А очень хочется.
КАК ТГ. Основной принцип – принцип Интернета. Был один компьютер, к нему подключился второй, третий и так далее, пока паутина не окутала весь земной шар.
Дома необходимо связать паутиной общественных переходов. Строить, ремонтировать, реконструировать их с возможностью “подключения” друг к другу. Соединение может быть на любом уровне – подземном, первого и последующих этажей и даже на крыше.
Массовые вложения средств, как в Монреале или Хельсинки, не получатся, да и не нужны. Ведь и Интернет, и галереи Болоньи появились естественно, в результате эволюции. Вставляешь дома друг в друга, как конструктор, и через несколько десятков лет – ты в Теплом городе.
Сегодня в Москве есть программа по преобразованию первых этажей домов в места общественного предназначения – магазины или кафе. Теплый город мог бы получить такой же статус. Надо заложить в мозг архитектора алгоритм, чтобы на этапе проектирования он задумался, как связать дом со строениями рядом: узким подземным проходом, мостиком на уровне второго этажа или системой лифтов с выходом на крышу, где расположить зимний сад и кафе.
ГДЕ ТГ. В Москве очень много районов и зданий, особенно в историческом центре, которые очень просто связать с помощью ТГ. Получится такая цепочка: Манеж – Охотный ряд – гостиница “Националь” – и до конца Тверской улицы через ее крупные магазины и подземные переходы. Примером ТГ можно назвать мост Багратион и весь проект Сити, с той лишь разницей, что проектировался он единовременно.
С эстетической точки зрения город никак не изменится. На зданиях появятся схемы передвижения по Теплому городу. Почти как в метро, только система ТГ возникнет сама собой, а схема подземки будет заранее спроектирована.
Разные взгляды, но идея одна: эволюция города в дом – естественное явление. Это перерождение суммы зданий в одну большую комфортную и защищенную среду. Возможно, что в далеком будущем люди перекроют одним куполом весь земной шар. Были бы деньги. Хочется, чтобы наш город-муравейник был теплым и светлым уже сегодня и не закрывался на зимнюю спячку.
Человек – коллективное животное. Сколько бы мы ни лелеяли свое Эго, все равно тянемся друг к другу, потому что в одиночку существовать не можем. Так и дома связываются вместе переходами и улицами, вначале рождая район, потом город, потом колоссальный мегаполис. Будь мы трудолюбивы и неприхотливы, как муравьи, наши города были бы такой же гармоничной средой обитания, как муравейники.
В муравейнике идеальная система перемещения внутри огромного “жилого пространства”. Благодаря затейливым переходам, перекресткам и целым подземным магистралям муравей может попасть за максимально короткое время в любую точку своего селения и, что самое главное, не замочив лапки и не отморозив усики в холодное время года. За один день трудолюбивое перепончатокрылое посещает десятки “микрорайонов” муравьиного города.
В отличие от муравьев мы лишены удовольствия долгих пеших прогулок по улицам города в трескучие морозы. Собственного тепла хватает лишь на то, чтобы добежать до метро. В стужу оно – единственное спасение, и сразу заполняется не только куда-нибудь спешащими людьми, но и праздно шатающимися студентами и одуревшими от мороза бомжами. Не лучше ситуация летом, когда раскаленный асфальт и духота в центре заставляют пешеходов прятаться под немногочисленными тентами и навесами. Без опасения быть унесенным вьюгой зимой или задохнуться от горячего смога летом можно пройтись по пассажам ГУМа, Охотному ряду или ЦУМу. Если есть деньги – зайти в уже поднадоевшие кино или ресторан. Но так, чтобы без вреда для здоровья совершить променад по центру Москвы, идти по улице и разговаривать о вечном...
Издревле городские власти пытались защитить людей на улице от палящих лучей солнца, дождя или мороза, одновременно превращая город в один большой дом, где человек чувствовал себя безопасно и комфортно как внутри, так и вне своего владения.
В городах Древней Греции и Рима во время шествий целые улицы и площади перекрывали тентами из плотной ткани. Таким образом Юлий Цезарь в 65 году до н.э. закрыл от жарких лучей путь от своей резиденции до Капитолия. В Испании и Португалии до сих пор используют “солнечные паруса” – огромные шторы, которые растягивают и закрепляют на крышах домов друг напротив друга. Защищенные от солнца и дождя, улицы сразу заполняются людьми, которые праздно гуляют, обедают на открытом воздухе или разговаривают о наконец наступившей хорошей погоде.
Удивительную крытую пешеходную систему представляет собой город Болонья в Северной Италии. Большинство зданий в ее историческом центре (обычно терракотово-оранжевого цвета) соединены аркадами, галереями или портиками, под которыми можно совершить пешую прогулку длиной в 40 километров и выйти к внешнему зеленому кольцу бульваров. В средние века в Болонье галерея в доме была так же обязательна, как, например, в наше время водопровод или электричество.
Появление железа и стекла совершило переворот в защите пешеходов от превратностей климата. Теперь человеку и непогода была нипочем, и небо было видно. Новые ботанические сады создавали особый теплый мир, в который человек переносился, лишь переступив порог хитроумной стеклянно-стальной конструкции. В 1844 году Децимус Бартон и Ричард Тернер укрыли от английской непогоды экзотические растения Королевского ботанического сада чудом передовых технологий – куполом “Дом пальм” длиной 110 метров. Гигантские теплицы, в которых зрели теплолюбивые кокосы и цвели нежные орхидеи, стали любимым местом отдыха уставших от вечного тумана лондонцев и одновременно прообразом современных крытых пешеходных зон.
Потом такие конструкции стали использовать на международных выставках для возведения крытых павильонов, которыми страны-участники защищали достижения своего народного хозяйства. Такие постройки возводились быстро, стоили недорого, а какой производили эффект! Наверное, поэтому после закрытия выставки они становились популярными общественными центрами. По своим масштабам павильоны напоминали маленькие города под куполом. Самые известные из таких сооружений – Галерея машин, построенная Шарлем Дютером в 1889 году, и Хрустальный дворец Джозефа Пакстона, сооруженный в 1851 году в лондонском Гайд Парке.
XX век принес еще больше идей перекрытия больших площадей конструкциями из стекла и железа. В России конструктивист Иван Леонидов фантазировал о городах под прозрачными оболочками, которые стали навязчивой идеей многих архитекторов нашего века. Бакминстер Фуллер, “человек-лаборатория”, как он сам себя называл, и архитектор-новатор, каким его называем мы, предложил соорудить кондиционированный купол над Нью-Йорком, что позволило бы контролировать погодные условия в городе на протяжении всего года. Технически этот проект собирались выполнить с помощью так называемых геодезических конструкций, которые Фуллер создал исходя из собственной математической системы, называемой “энергетически-синергетическая геометрия”. Эти купола обладали невероятной прочностью и легкостью. Один из них был построен для компании “Форд”, другой – для Военно-Морских сил США, представитель которых назвал его “первым настоящим усовершенствованием в мобильных военных укрытиях за последние 260 лет”. Официальный Вашингтон заявил, что если на Луне когда-либо построят базу, то находиться она будет под защитой купола Бакминстера Фуллера.
И действительно, новые технологии помогли перекрывать большие пространства современных городов. В Торонто, Монреале, Хельсинки закрывают стеклянными навесами улицы, строят подземные торговые центры огромных площадей с прозрачными крышами. В Торонто Сантьяго Калатрава перекрыл целый квартал, образовав теплое пространство в 25 тысяч квадратных метров, ставшее новым общественным комплексом в центре города, в которое вошли офисные здания, памятники истории и пешеходные зоны.
Похожие структуры создает архитектор Анжел Рос – с помощью легких металлических арок он объединяет улицы в большие пешеходные зоны. В Париже знаменитый Жан Нувель превратил магистраль, идущую от Триумфальной арки до района Дельфанс, в пассаж с многочисленными кафе и магазинами, внутри которого люди передвигаются пешком или на метро. Манфред Ковач в австрийском городке Грац по такому принципу даже проектирует социальное жилье – дома объединяются друг с другом крытыми пассажами-улицами, что создает уютную и безопасную городскую атмосферу. Принципы Теплого города становятся все более популярными, даже если в странах с жарким климатом они трансформируются в принципы города Холодного.
Желание превратить улицы и целые районы в пешеходные зоны не просто дерзкая архитектурная утопия, объединяющая две идеи – создание большого общественного пространства и борьбу с непогодой, этого уже требует сама природа человека. Он все меньше времени проводит дома, который превращается лишь в место ночлега. Утром горожанин выходит в коридор-улицу, работает в кабинете-офисе, обедает в столовой-ресторане, а потом отдыхает в гостиной-парке. Город становится его домом, сколь ни банально это прозвучит.
Идея Теплого города не дает покоя и нашим современникам. Свои концепции предложили два московских архитектора, Александр Цыбайкин и Олег Дубровский.
Первый манифест Теплого города
Как-то летом Александр Цыбайкин гулял с девушкой по городу. Вдруг полил дождь. Архитектор серьезно задумался.
ПОЧЕМУ ТГ. В Москве “как дома” человек может чувствовать себя лишь летом, да и то, если оно не выдалось дождливым и холодным или, наоборот, жарким и душным. Необходимо сделать улицы и площади столицы пригодными для использования круглый год.
Человеку комфортнее в замкнутой среде – это еще одна защитная оболочка. Возведение крыши похоже на создание собственного маленького мирка. Темп изменений в жизни человека так высок, что грань между городом и домом стирается. Улица принимает на себя функции частного жилища.
В спальных районах человек чувствует себя оторванным от активной городской жизни. Новые кварталы неуютны, они разделены огромными пустырями, по которым гуляет ветер. Человек работает в центре, но зачастую снова возвращается туда на выходные просто потому, что больше ехать некуда.
Ухудшение экологии города настолько серьезно, что в будущем, возможно, единственным спасением людей от загрязнения среды и глобального потепления будет создание куполов над человеческими поселениями, под которыми воздух будет очищаться и озонироваться. Пример: новое изобретение английских ученых – полностью герметичная детская коляска с автономным кондиционером.
КАК ТГ. Самый простой способ – создание пассажей. Для московских характерна узкая функциональность – они всегда были коммерческими центрами. Стоит проанализировать направления движения людских потоков и в самых активных зонах создать крытые пешеходные зоны. Если в них использовать бесшумные электромобили как общественное средство передвижения, то решится еще и транспортная проблема.
Другой способ – организация перекрытых площадей вдоль проспектов и других крупных магистралей. Идея создать такое пространство на широком тротуаре Нового Арбата не нова. Подобный “Новоарбатский общественный парк” мог бы стать новым центром отдыха и торговли, особенно зимой.
Однако смысл не в том, чтобы поместить город под колпак или превратить его в большой ботанический сад, а в том, чтобы создать принципиально новый, более комфортный, стиль жизни в его центре.
Основное свойство конструкций Теплого города – прозрачность. Вообще, мир захватила мода на прозрачность, прозрачнее становятся взаимоотношения между людьми, политика, связь. Глухие стены не актуальны – Берлинскую уже разрушили.
ГДЕ ТГ. Основное местоположение – исторический центр. Легкие конструкции из стали и стекла могли бы эстетически “лечить” старую застройку, с помощью своих легких прозрачных форм связывая ее с современной архитектурной традицией.
Некоторые улицы так и просятся, чтобы их перекрыли. Например, участок между Детским миром и гостиницей “Савой”, Старый Арбат, Никольская улица. Может быть целая система крытых пространств от Петровского пассажа, через библиотеку Технической литературы, через Детский мир, Никольскую улицу и ГУМ до Гостиного двора.
Рядом со строящимся третьим кольцом было бы разумно построить большие крытые пешеходные пространства. Такие “кольцевые вспышки” могли бы стать основой новых центров отдыха и торговли.
Спальные районы можно строить в форме кольца, где посередине расположить огромный застекленный атриум, а по периметру расставить жилые дома. В таком крытом дворе могли бы находиться детские площадки и аквапарки.
Второй манифест Теплого города
Как-то зимой Олег Дубровский полчаса простоял у выхода из метро – на улице было 20 градусов ниже нуля и завывал ветер. На улицу выходить очень не хотелось. Архитектор серьезно задумался.
ПОЧЕМУ ТГ. В Москве нет традиции пеших прогулок, город не приспособлен для них, как Париж или Болонья. Есть Воробьевы горы, район Красной площади, Арбат и еще две-три “горячие точки”. А между ними – пустота. Зимой еще хуже. Дойти от Маяковской до Охотного ряда в одной майке или даже в свитере невозможно. А очень хочется.
КАК ТГ. Основной принцип – принцип Интернета. Был один компьютер, к нему подключился второй, третий и так далее, пока паутина не окутала весь земной шар.
Дома необходимо связать паутиной общественных переходов. Строить, ремонтировать, реконструировать их с возможностью “подключения” друг к другу. Соединение может быть на любом уровне – подземном, первого и последующих этажей и даже на крыше.
Массовые вложения средств, как в Монреале или Хельсинки, не получатся, да и не нужны. Ведь и Интернет, и галереи Болоньи появились естественно, в результате эволюции. Вставляешь дома друг в друга, как конструктор, и через несколько десятков лет – ты в Теплом городе.
Сегодня в Москве есть программа по преобразованию первых этажей домов в места общественного предназначения – магазины или кафе. Теплый город мог бы получить такой же статус. Надо заложить в мозг архитектора алгоритм, чтобы на этапе проектирования он задумался, как связать дом со строениями рядом: узким подземным проходом, мостиком на уровне второго этажа или системой лифтов с выходом на крышу, где расположить зимний сад и кафе.
ГДЕ ТГ. В Москве очень много районов и зданий, особенно в историческом центре, которые очень просто связать с помощью ТГ. Получится такая цепочка: Манеж – Охотный ряд – гостиница “Националь” – и до конца Тверской улицы через ее крупные магазины и подземные переходы. Примером ТГ можно назвать мост Багратион и весь проект Сити, с той лишь разницей, что проектировался он единовременно.
С эстетической точки зрения город никак не изменится. На зданиях появятся схемы передвижения по Теплому городу. Почти как в метро, только система ТГ возникнет сама собой, а схема подземки будет заранее спроектирована.
Разные взгляды, но идея одна: эволюция города в дом – естественное явление. Это перерождение суммы зданий в одну большую комфортную и защищенную среду. Возможно, что в далеком будущем люди перекроют одним куполом весь земной шар. Были бы деньги. Хочется, чтобы наш город-муравейник был теплым и светлым уже сегодня и не закрывался на зимнюю спячку.